30 декабря 2024 года на базе Государственного учреждения образования "Гимназия №3 г. Борисова" состоялось междисциплинарное заседание районных учебно-методических объединений учителей русского языка и литературы, белорусского языка и литературы, английского языка, истории и обществоведения учреждений общего среднего образования Борисовского района по теме "Проектно-исследовательская деятельность в контексте формирования функциональной грамотности учащихся".
Секция учителей английского языка
В начале заседания учителей английского языка председатель районного УМО Масарновская Э.Ю. указала на актуальность темы заседания. Также напомнила о проекте «ReadSmart», который предстоит завершить к маю 2024-2025 учебному году.
В научно-методическом блоке выступил Самцевич И.М., учитель английского языка с активной лекцией на тему «Организация проектно-исследовательской деятельности в контексте формирования функциональной грамотности учащихся». Он рассказала об основных компонентах функциональной грамотности, а также напомнил про Единый информационно-образовательный ресурс, как один из видов развития компьютерной грамотности. Также, на основе тем учебного пособия 8 класса по английскому языку (повышенный уровень), Самцевич И.М. предложил аудитории привести пример развития основных компонентов функциональной грамотности учащихся.
Далее учителя Волкова Ю.А. и Гремяко А.В. поделись опытом организации проектно-исследовательской деятельности. Волкова Ю.А. провела практикум с аудиторией и предложила распределить компоненты исследовательской работы согласно ее структуре. Гремяко А.В. познакомила со структурой организации проектно-исследовательской деятельности.
Муштенко И.Н., учитель английского языка, рассказала о развитии глобальных компетенций учащихся средствами навыков 4К во внеурочной деятельности при формировании функциональной грамотности учащихся на основе интерактивной игры «Jeoparty».
В конце заседания Гармак Е.П. провела рефлексию в форме «Колеса баланса».
Секция учителей истории и обществоведения
В научно-методическом блоке конференции Мулица К.А, учитель истории ГУО «Гимназия №3 г. Борисова», провела активную лекцию, во время которой познакомила присутствующих с особенностями формирования функциональной грамотности учащихся через исследовательскую деятельность. Обсуждение проблемного поля конференции продолжилось в ходе работы предметно-методической секции учителей истории и обществоведения: Парахневич С.А. и Чеботарёва О.И., учителя истории и обществоведения ГУО «Гимназия №3 г. Борисова», в практической части конференции поделились опытом работы по организации учебной деятельности с использованием различных видов исторических карт для формирования функциональной грамотности учащихся. Участники методического трансфера смогли самостоятельно создать интерактивную карту по заданному алгоритму.
В «разном» были рассмотрены вопросы, об итогах участия учащихся во втором этапе республиканской олимпиады по учебным предметам и подготовке команды района к третьему этапу республиканской олимпиады.
По окончанию заседания учителя получили методические рекомендации, поделились своими положительными впечатлениями о заседании.
Секция учителей русского языка и литературы
Опытом использования метода проектов на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности поделились учителя гимназии Захарова В.Н. и Минович Т.Ф.. Обратили внимание присутствующих на то, что преимущества проектной деятельности в развитии критического мышления, повышении мотивации, развитии навыков сотрудничества, применении теоретических знаний на практике, развитии творческих способностей, формировании самостоятельности.
Яремчук Е.В., учитель ГУО «Средняя школа №18 г. Борисова», рассказала о результативном опыте участия в областном конкурсе работ исследовательского характера. Представила презентацию «Какого цвета красота?».
Воробьева С.Г., учитель гимназии, провела с участниками заседания «Свою игру», а Жавнерович Ю.Н., председатель районного УМО, представила мини-проект «Готовимся к олимпиаде по русскому языку и литературе».
Секцыя настаўнікаў беларускай мовы і літаратуры Барысаўскага раёна
У навукова-метадычным блоку, падчас актыўнай лекцыі, настаўнік беларускай мовы і літаратуры ДУА «Лошніцкая гімназія Барысаўскага раёна» А.С. Сякацкая расказала пра даследчую дзейнасць як арыенцір развіцця і пашырэння адукацыйных магчымасцей вучняў. Алена Станіславаўна дала падрабязныя рэкамендацыі па афармленні і напісанні даследчых работ і распрацоўцы розных відаў праектаў.
У практычным блоку настаўнікі беларускай мовы і літаратуры ДУА «Гімназія № 3 г.Барысава» падзяліліся вопытам работы па тэме пасяджэння. Г.М. Бубнова правяла практыкум «Лэпбук як дзіцячы праект на ўроках беларускай мовы», І.А. Музычэнка арганізавала мітап «Настольная гульня як дзіцячы праект на ўроках беларускай літаратуры», Н.І. Палоннік прадэманстравала метадычную мазаіку «Праектна-даследчая дзейнасць як сродак павышэння ўнутранай матывацыі ў рамках фарміравання функцыянальнай адукаванасці вучняў».
Старшыня раённага вучэбна-метадычнага аб’яднання настаўнікаў беларускай мовы і літаратуры Ю.С.Паўлава падвяла вынікі другога этапу рэспубліканскай прадметнай алімпіяды па вучэбных прадметах «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», расказала пра асаблівасці падрыхтоўкі да трэцяга этапу алімпіяды, аб рабоце вучэбных збораў для вучняў.